вернуться

Как снизить риски, кредитуя своего клиента

Короткое и понятное руководство, как проверить своего контрагента и не понести убытки.

Ежегодный ущерб предприятий от действий мошенников исчисляется миллиардами рублей. Согласно оценке PwC, за последние два года 48% компаний и организаций в России столкнулись с экономическими преступлениями, 23% пострадавших указали на то, что потери их компаний от экономических преступлений составили более 1 миллиона долларов США. В 2016 году подразделениями полиции зарегистрировано 2 160 тысяч преступлений, из которых 9,7% составили преступления мошеннического характера (т.е. всего 209 520 преступлений). По сравнению с прошлым годом прирост таких преступлений составил 25%.

Термин «Должная осмотрительность» был введен в обиход постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В последствии этот термин был закреплен в письме ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Мы считаем, что этих данных вполне достаточно для того, чтобы вы до конца ознакомились с подготовленным нами материалом, где подробно описывается порядок проверки будущего покупателя, которому вы собираетесь отгружать товар или оказывать услуги. Помимо того, что ваш клиент может допустить существенную просрочку в оплате товара или в принципе признать себя неспособным рассчитаться с долгами, еще и налоговая служба может обвинить вас в «не проявлении должной осмотрительности» и отказать, например, в возмещении НДС.

В НФК каждый день работы принимается более 100 кредитных решений по поставщикам и их покупателям.

Предложенные нами сервисы абсолютно бесплатны и не требуют специальных навыков в использовании.

Исходя из собственного опыта мы разработали простой алгоритм, которым может воспользоваться любая компания без доступа к специальным базам данных. Мы не гарантируем, что этот алгоритм убережет вас от убытков. Мы не считаем, что это единственно возможный алгоритм — есть другие подходы. Но вы можете взять его за основу и откорректировать под свои потребности.

Запросите у контрагента перечень регистрационных документов


 

К наиболее часто запрашиваемым документам для проверки контрагента относятся:

Свидетельство о регистрации;

ИНН;

Выписка из ЕГРЮЛ;

Свидетельство о постановке на налоговый учет;

Устав;

Учредительные документы;

Лицензия (если деятельность подлежит лицензированию);

Бухгалтерская отчетность;

Приказ о назначении руководителя;

Копия паспорта руководителя;

Доверенность на подписанта;

Договора аренды, покупки (магазин, склад, офис).




Проверьте контрагента через сервисы Федеральной налоговой службы





Проверьте бухгалтерскую отчетность контрагента

Анализ необходим затем, чтобы понять, как у компании обстоят дела со способностью выполнять обязательства. Об этом мы расскажем в одном из наших будущих материалов.




Узнайте, не участвовал/участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах в качестве ответчика по основной деятельности




Проверьте, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство




Убедитесь, что организация не находится в процессе ликвидации




Убедитесь, что контрагент отсутствует в списках банкротства




Убедитесь, что контрагент отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков




Проверьте полномочия лица, подписывающего договор

Они должны быть подтверждены уставом или доверенностью с актуальным сроком действия.




Проверьте у контрагента наличие лицензии

(если деятельность подлежит лицензированию)




Проверьте членство контрагента в саморегулируемой организации

(при необходимости)

Для некоторых отраслей вступление в саморегулируемую организацию является обязательным условием ведения деятельности.




Съездите к контрагенту в офис/на склад и т.д.

Такая поверка позволяет увидеть, как обстоят дела на самом деле у клиента — где находится магазин,
какая проходимость, какой средний чек, наполняемость полок, какое оборудование стоит и пр.

В принципе, можно обойтись сервисом «Карты Google», чтобы посмотреть, есть ли на них вообще здание контрагента с вывеской. Но все-таки лучше физически осмотреть «бизнес» покупателя и пообщаться с его персоналом.

Что дальше? Ответственность за решение лежит только на вас. Вы можете рассматривать каждого контрагента индивидуально, а можете разработать универсальный алгоритм оценки. Мы составили пример такого чек-листа и предложили, как можно оценивать полученную информацию. Вы можете скачать этот файл и использовать в ежедневной деятельности. Если вы пользуетесь другими сервисами проверки контрагентов, поделитесь в комментариях — это будет полезно и другим читателям, и нам.

Оставить заявку

Защита от автоматического заполнения