Индекс деловой активности НФК: относительная стабильность повышает градус оптимизма

Факторинговая компания НФК продолжает следить за тем, как предприниматели оценивают состояние внешней среды и ее влияние на условия ведения бизнеса. В сентябре был вновь рассчитан Индекс деловой активности (далее ИДА).  Значение индекса составило 46,49%, оставшись по-прежнему за порогом психологической отметки в 50%, но все же показав прирост относительно июня.

Представители бизнеса не питают иллюзий относительно ближайшего будущего: реальные доходы населения падают, инфляция растет, как следствие, сокращается спрос со стороны конечных потребителей. При этом конкуренция на многих рынках ужесточается. Однако, по сравнению с началом года наступила относительная стабильность: компании адаптировались к новым реалиям, выработали новые подходы, скорректировали планы. В своих ответах компании, принявшие участие в расчете ИДА, расценивают сохранение прежних условий ведения предпринимательской деятельности уже как позитивный фактор. Но так как это, скорее, психологический момент, говорить о стабилизации и тем более каком-либо росте преждевременно.

Драйверами роста ИДА в сентябре стали продажи новым покупателям и выход компаний на новые рынки – 53% респондентов увеличили долю таких продаж. В первую очередь, это реакция на изменившийся спрос населения, а также желание сохранить объем продаж, замещая новыми выбывших клиентов (по причине банкротства или сомнительного финансового положения и, как следствие, неспособности в срок и в полном объеме выполнять обязательства перед контрагентами). Однако, рост новых продаж не сопровождался улучшением условий отгрузок: большая часть компаний сохранила и прежний срок предоставляемой отсрочки (65% респондентов), и прежнюю долю отгрузок на условиях отсрочки (53%). С другой стороны, такая политика приносит свои плоды – компании не прогнозируют роста доли просрочки в портфеле дебиторской задолженности.

Золотую середину компании обрели и в области закупок – так же, как и в продажах, срок отсрочки (72,9%), и доля закупок на условиях отсрочки (61,5%) не изменились.

Небольшие позитивные изменения не обошли стороной и сферу финансов. Несмотря на то, что внешнее финансирование все еще труднодоступно из-за высоких ставок и жестких требований к заемщикам, почти четверть компаний, принявших участие в расчете ИДА, отметили, что ситуация с доступностью кредитных ресурсов улучшилась относительно предыдущего периода. Значительную роль в этом сыграло снижение ключевой ставки ЦБ, а также относительное разрешение проблем с ликвидностью, с которыми столкнулся банковский сектор в начале года.

Внешняя среда сохраняет агрессивность – это единственная группа факторов, которая показала ухудшение относительно июня. Представители компаний продолжают отмечать рост конкуренции на своих рынках (35,9% респондентов против 43,1% в июне) на фоне снижения покупательской способности населения, и, соответственно, снижения спроса на товары и услуги (40,7% против 38,7% в июне). «В начале года нам было проще конкурировать на рынке, так как для финансово устойчивых компаний выдержать напряжение, царившее в экономике, было несложно. Сейчас более мелкие компании пришли к стабильности и стали перетягивать на себя одеяло за счет более низких (порой даже демпинговых) цен», - комментирует ситуацию один из респондентов.

В целом, представители опрошенных компаний очень сдержаны в своих прогнозах. Большая часть участников исследования считает, что наступило определенное затишье (что не может не радовать), и в ближайшем будущем не произойдет никаких существенных изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону.

«Для нас значимость Индекса Деловой Активности заключается в его связи с тем, как наши работающие и потенциальные клиенты воспринимают состояние экономики. Их субъективное мнение опережает любые статистические данные и позволяют оценить, как внешняя среда влияет на бизнес и, соответственно, каких изменений в коммерческой и финансовой политике бизнеса можно ожидать в ближайшее время», говорит Дарья Николаевская, Директор Дирекции инновационного развития НФК.

Порядок и периодичность расчета индекса

Индекс деловой активности - агрегированный субъективный показатель, который отражает субъективное восприятие участниками производственно-экономических процессов текущей обстановки в экономике и перспектив бизнеса. Расчет индекса базируется на оценке участниками опроса прошедших за период изменений в пяти важнейших группах факторов, влияющих на эффективность компании, таких как отношения с поставщиками, финансы, маркетинг и продажи, рисковая нагрузка на бизнес, а также состояние внешней среды.

Представителей компаний, принимающих участие в расчете индекса, сначала просят оценить, насколько каждый анализируемый фактор влияет на их бизнес по шкале от 1 до 5, а затем – изменения каждого параметра по шкале «улучшилось», «ухудшилось» или «осталось без изменения» относительно предыдущего периода. На основании полученных данных рассчитывается агрегированный индекс деловой активности.

В расчёте индекса деловой активности принимают участие не менее 150 компаний из которых 120 – Клиенты НФК и 30 – регулярно обновляемая база компаний, потенциальных клиентов НФК. Респонденты от компаний - генеральные, коммерческие, финансовые директора или иные сотрудники, уполномоченные дать объективные ответы на вопросы (главный бухгалтер, руководитель отдела продаж и т.д.). Индекс деловой активности НФК рассчитываться 3 раза в год – январь, апрель, сентябрь. Указанная регулярность обусловлена сезонными циклами внутри года, а также особенностью ведения финансовой и бухгалтерской отчётности российских компаний.

Подпишитесь на новости НФК


Защита от автоматического заполнения

Оставить заявку

Защита от автоматического заполнения