Виды факторинга

21.03.2019
4 мин

Факторинговая схема сотрудничества позволяет предприятиям получить финансирование под дебиторскую задолженность. Такой подход помогает поставщикам снизить риски невыплаты со стороны контрагентов и моментально направить средства на повышение товарооборота и решение других вопросов. Покупатель при этом получает удобную для себя отсрочку платежа.

Напомним основную схему работы этого «механизма»:

Поставщик предоставляет покупателю партию своей продукции и передает накладные фактору.

Последний анализирует величину сделки, срок предоставления отсрочки, количество и особенности товаров/услуг, а также возможные риски неоплаты.

После этого фактор переводит на счет поставщика от 50 до 90% от суммы долга покупателя. Когда сделка завершена и стороны выполнили условия договора, то есть товар поставлен, принят и полностью оплачен, наступает финальный этап.

Фактор переводит поставщику оставшиеся средства за вычетом своей комиссии.

В результате такого сотрудничества выигрывают все стороны. Поставщик получает дополнительное беззалоговое финансирование, повышение товарооборота, усиление контроля за дебиторской задолженностью. Покупатель может рассчитывать на выгодные условия оплаты и расширение собственного рынка сбыта.

Выделяют несколько видов сделок с участием факторинговых компаний:

С финансированием и без финансирования

Если фактор переводит на счет продавца 80—90% от стоимости поставки, то такая схема сотрудничества подразумевает финансирование. В этом случае посредник имеет право требовать от покупателя платежи за полученные товары/услуги в соответствии с утвержденным графиком. Получается, фактор предоставляет клиентам продавца кредит на полученную продукцию. Оставшиеся 10—20% служат «страховкой» на тот случай, если покупатель остался недоволен качеством или решил предъявить другие претензии. Поставщик получает этот остаток после того, как его клиент полностью оплатил товары/услуги.

При факторинге без финансирования посредник берет на себя задачу инкассирования дебиторских счетов продавца. На практике это происходит следующим образом. Поставщик отгружает продукцию своему клиенту, а затем предоставляет фактору счета. Задача последнего ― проконтролировать поступление платежей от покупателя в соответствии с утвержденным графиком.

С регрессом и без регресса

Факторинг с регрессом предполагает, что риск неоплаты поставленной продукции берет на себя продавец. В этом случае фактор финансирует поставку, но при отсутствии своевременной оплаты от покупателя он вправе потребовать деньги с поставщика. Сделки с регрессом обычно практикуют предприятия, уверенные в своих дебиторах.

Безрегрессовый вид предполагает, что факторинговая компания полностью берет на себя риски, связанные с возможной неуплатой долга. Поставщик получает средства на свой счет в размере до 90% от суммы договора. В случае если покупатель допустил просрочку, фактор имеет право заявить о своих требованиях в судебном порядке. По этой причине подобные договоры заключаются после тщательной проверки контрагента.

Открытые и закрытые

Если покупателя ставят в известность, что в сделке участвует третья сторона (фактор), контролирующая его обязательства по оплате товаров/услуг, то речь идет об открытом факторинге. Уведомление обычно происходит через отметку на счете-фактуре о направлении платежа в адрес другой организации (не поставщика).

При закрытом факторинге покупателя, соответственно, не предупреждают о привлечении к работе третьей стороны. Он перечисляет средства за товары/услуги в полном объеме на счет поставщика, а последний рассчитывается с фактором. В соответствии со сложившейся практикой факторинг без регресса обычно бывает открытым, а с регрессом ― как открытым, так и закрытым.

Внешние и внутренние

Внутренний факторинг является для нашей страны наиболее распространенным и привычным. В этом случае все три стороны сделки: продавец, покупатель и фактор ― находятся на территории одного государства.

Внешний (экспортный, международный) факторинг применяется, если стороны договора поставки являются резидентами разных стран. При этом наиболее распространена схема, когда к работе привлекается два фактора. Один находится в стране продавца, то есть финансирует экспортера, а другой ― в стране покупателя, то есть принимает на себя кредитные риски и занимается инкассацией дебиторской задолженности. В России данная схема развита слабо и в основном применяется в работе с контрагентами из ближнего зарубежья.

Факторинговое обслуживание является удобным инструментом страхования финансовых обязательств компаний друг перед другом. Особенно острую необходимость в такой поддержке ощущают предприятия, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа. Спрос на различные виды факторинга в банках среди российских предприятий постоянно расширяется, этим и обусловлена их гибкость и универсальность. Тем не менее не все компании могут воспользоваться приведенными выше схемами сотрудничества.

Как правило, факторы не идут на заключение договоров с компаниями, которые:

Во всех остальных случаях предприятия могут рассчитывать на подбор оптимальных условий сотрудничества с факторинговой компанией.

У Вас остались вопросы или решили воспользоваться нашими услугами?

Позвоните нам по телефону 8-800-200-18-08, либо отправьте заявку:

Назад
e-factoring

Мы используем Cookies

для того, чтобы вам было удобно пользоваться нашим сайтом

Если вы не хотите, чтобы в следующий раз мы вас узнали, рекомендуем покинуть сайт (жаль, если уйдете, так и не оставив заявку или не позвонив нам)

Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с положением об обработке и защите персональных данные (ссылка на положение).