Особенности правового регулирования ответственности по договору факторинга

21.06.2022
10 мин

Условия совершения сделки

Сделки по договорам факторинга регламентируются нормами гл. 43 Гражданского кодекса. Как закреплено в ст. 827 ГК РФ, действительность права требования исполнения платежных обязательств, которое было предметом уступки по факторинговой сделке, имеет место при условии, если клиент был вправе совершить его уступку и не был осведомлен об обстоятельствах, препятствующих его исполнению.

Иначе говоря, до заключения факторинговой сделки клиент обязан иметь право на ее совершение, в том числе: обладать дееспособностью;

Гарантируя действительность предмета факторинговой сделки, клиент не обязан контролировать надлежащее исполнение со стороны должника и нести ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение).

Пример: банк, имеющий на основании договора факторинга право требования долга по оплате объектов капитального строительства, потребовал оплаты от застройщика. Но данное лицо вправе не исполнять требование банковской организации, если присутствует ряд специальных условий.

При отсутствии в условиях факторинговой сделки ответственности строительной организации за соблюдение застройщиком условия об оплате жилья фирма освобождается от ответственности за нарушение данного условия застройщиками (безоборотная сделка).

При иных обстоятельствах, а именно если сторонами факторинговой сделки закреплена обязанность клиента отвечать за оплату жилья застройщиками, то ответственность фирмы перед банком в случае неисполнения платежных обязательств застройщиками будет иметь место (оборотный факторинг).

Следовательно, клиент будет ответственен за нарушение должником платежных обязательств только тогда, когда это отдельно оговорено в договоре уступки.

Право агента на перечисленные должником средства

Факторинговый договор является трехсторонним, предполагает участие в его исполнении клиента, агента и самого должника. ГК РФ регулирует основания наступления для должника платежных обязательств по отношению к агенту. То есть обязанность по выплате долга новому кредитору является для должника наступившей лишь при наличии предварительного извещения о состоявшейся сделке уступки. Данное уведомление должно содержать информацию о сущности финансового обязательства и основных данных финагента.

Закон гарантирует должнику право получения от агента подтверждения того, что сделка факторинга действительно произошла. Пока таких доказательств не представлено, должник не нарушит Гражданский кодекс, продолжая платить первоначальному кредитору. Однако если должник все же совершил платеж финагенту, он освобождается от погашения долга перед «старым» кредитором.

Вопрос, всегда ли действует право агента обратить в свою пользу деньги, уплаченные должником, зависит от того, заключена ли самостоятельная факторинговая сделка или уступка состоялась как обеспечительная мера, гарантирующая уплату долга самим клиентом:

  1. Если это самостоятельный договор факторинга, агент приобретает право на средства, перечисленные должником. Клиент в этом случае не отвечает за добросовестность должника при исполнении платежных обязательств.
  2. Если сделка уступки совершена в обеспечительных целях, агент в силу закона должен отчитываться перед клиентом об объеме исполненных должником обязательств и передать ему сумму, которая превысила долг самого клиента. Если должник выплатил агенту сумму, меньшую, чем долг клиента, у последнего возникает обязанность по доплате финагенту недостающих средств.

Уступка прав без согласия должника

На практике часто случается, что должники возражают против смены кредитора. В некоторых случаях (к примеру, в силу ч. 2 ст. 388 ГК РФ, устанавливающей зависимость обязательности согласия должника от значимости личности кредитора), уступка без согласия должника неправомерна. Однако данное правило неприменимо в сделках факторинга. В ч. 1 ст. 828 ГК РФ отдельно оговорено, что факторинговая сделка отвечает признакам действительности, даже когда договором между клиентом и должником уступка прав запрещена или ограничена. То есть в нашем примере даже при наличии в договоре между строительной фирмой и застройщиком правил об ограничении уступки фирма может уступить свое право требования банку, не спрашивая параллельно согласия застройщиков.

Но условия сделки должника с клиентом при этом силы не теряют. Следовательно, клиент, нарушивший обязанность не переуступать свои договорные правомочия кому-либо, несет перед должником установленную сделкой и/или законодательными нормами ответственность. Таким образом, даже сделкой не закреплены санкции за такое нарушение, у должника есть право истребования денежных потерь, причиненных сменой кредитора. Однако в суде придется доказать, что между убытками и произошедшей уступкой имеется причинно-следственная связь.

Извещение о факторинговых сделках

Факторинговая сделка может предполагать возможность последующих переуступок ее предмета – права истребования задолженности (ст. 829 ГК РФ). Если такое право имеется, к договорам переуступки, заключенным впоследствии, тоже применимы положения действующего законодательства о факторинге.

Основная обязанность должников в рамках факторинговой сделки заключается в выплате долга агенту, получившему права кредитора. Информирование должника о произошедшем факторинге – залог надлежащего исполнения должником своей обязанности. Это правило установлено пунктом 1 статьи 830 ГК РФ, предусматривающим обязательное письменное извещение должника о произошедшей передаче права требования, с указанием сущности денежного обязательства, подлежащего исполнению, и данных финагента, получившего кредиторские права по договору.

Пунктом вторым указанной нормы ГК РФ предусмотрена обязанность агента предоставить по запросу должника документальное подтверждение передачи прав и того, что именно этот агент приобрел право истребования долга. П. 1 ст. 385 ГК РФ оговорено, что до получения надлежащего подтверждения состоявшегося факторинга у должника не появляются обязательства по погашению долга в пользу нового кредитора.

Таким образом, письменное извещение о состоявшейся сделке факторинга, а при поступлении от должника соответствующего запроса – предоставление ему документов о состоявшейся факторинговой сделке необходимы, чтобы у должника возникло долговое обязательство перед агентом. Очевидно, что при отсутствии данных обстоятельств и документов у должника сохраняется право оплаты долга старому контрагенту.

При наличии письменного извещения должника о произошедшей уступке, если при этом должник не требует предоставления ее доказательств или эти доказательства были предоставлены вовремя, и если при таких обстоятельствах должник выплатит долг агенту, то его обязанность уплаты задолженности клиенту перестает быть актуальной. Эти правила представляют собой законодательный механизм регулирования взаимодействия сторон договора факторинга (пункт 3 статья 382 ГК РФ, пункт 1 статьи 385 ГК РФ).

Правовое регулирование различных видов факторинга

Факторинговая сделка может иметь обеспечительный характер, или быть заключенной в целях получения кредитных активов. В большинстве случаев финансовым агентом в сделке выступает банковская структура. Соответственно, обязательства, в обеспечение которых происходит уступка, чаще всего возникают из кредитных договоров. Объем прав агента на деньги, полученные от должника, может различаться исходя из того, какова цель договора факторинга. Если в рамках факторинговой сделки клиент продал свое право требования финагенту, то у последнего возникают права на все активы, переданные должником. Как говорилось ранее, клиент при этом освобождается от ответственности за недобросовестное отношение должника к своим платежным обязательствам.

Довольно популярна ситуация, при которой в роли клиента по факторинговой сделке выступает строительная компания, у которой много заказчиков, имеющая потребность постоянных денежных поступлений. Банк в данном случае выступает финансовым агентом, предоставляющим кредиты для пополнения оборотных средств фирмы и принявшим на себя обязательство по истребованию долгов с недобросовестных заказчиков.

В такой сделке у банка возникает право на все средства, уплаченные заказчиками после ее заключения. Их общая сумма может быть как меньше суммы кредитных средств, предоставленных банком клиенту, так и превышать ее. При безоборотном факторинге клиент – строительная компания – освобождается от ответственности за ненадлежащее исполнение заказчиками обязательств по возврату долга и, соответственно, за отсутствие у банка ожидаемой прибыли.

Иначе выглядит ситуация, при которой факторинговый договор заключался в обеспечительных целях, как средство гарантии оплаты долга, возникшего у клиента перед банком-агентом. Как говорится в пункте 2 статьи 831 ГК РФ, дальнейшие расчеты по сделке зависят от того, сколько денег в итоге будет внесено должниками. Так происходит потому, что сделка факторинга совершилась для того, чтобы обеспечить выплату кредита клиента перед банком.

Если сумма выплаченных долгов, которую получит банк-агент с заказчиков-должников, превысила объем кредитных обязательств клиента, то в обязанности финагента входит отчитаться об этом перед ним в письменном виде и передать излишки денежных средств. Если же сумма выплат, осуществленных должниками, недостаточна для закрытия кредита клиента, то он остается должным финансовому агенту. В рассматриваемом случае, если строительная компания получает кредит, обеспечивая его погашение, уступив для этого свои кредиторские права по договорам с заказчиками жилья, при несвоевременном возврате ссуды банк вправе претендовать на сумму, равную основному долгу, подлежащим уплате процентам, пене, штрафным санкциям, а также на компенсацию затрат, которые понес агент в ходе взыскания долга с фирмы-клиента.

Прямого указания на такое правило статья 8 ГК РФ не содержит. Тем не менее, такой механизм исполнения факторинговой сделки полностью соответствует законодательству: обязательство должно быть обеспечено в объеме, который сложился на момент его исполнения. Применимы в данной ситуации такие нормы, как статьи 337 и 360 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 363 ГК РФ, предусматривающий ответственность поручителей по сделкам.

В том случае, если объем средств, полученных от должников, превысит сумму долга клиента, а агент-банк не вернет излишек, то применению подлежат статьи 1102, 1107 ГК РФ (неосновательное обогащение). Кроме того, в случае соответствующего заявления клиента банк будет обязан выплатить проценты на незаконно сбереженные средства в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.

Нюансы взаиморасчетов между сторонами факторинга

Отметим, что обязательство по проведению взаиморасчетов между агентом и клиентом, установленное частью 2 статьи 831 Гражданского кодекса РФ, корреспондирует иным положениям ГК РФ, предусматривающим обеспечительные меры в качестве гарантии возврата долга (ст. 350 ГК РФ о реализации залоговых активов, ст. 360 ГК РФ о возможности удовлетворения требований за счет стоимости удерживаемых вещей).

Прекратить обязательство возможно и в порядке статьи 410 Гражданского кодекса РФ путем зачета встречных однородных требований сторон. В рамках факторинговой сделки должник имеет право произвести зачет своего встречного требования к клиенту (первоначальный кредитор) в пользу финансового агента (новый кредитор).

Такой зачет возможен при соблюдении условий:

Изложенное выше отражено в гл. 43 ГК РФ о факторинге. П. 1 ст. 832 Гражданского кодекса РФ прямо предусматривает право должника удовлетворить требования нового кредитора путем зачета требований, которые возникли у него по отношению к первоначальному кредитору, и которые являются по отношению к требованию кредитора однородными. К таким требованиям относится, например, право заказчика взыскать с фирмы-строителя неустойку за нарушение срока сдачи готового объекта.

Необходимо учитывать, что право должника на предъявление требований, которые выступят в качестве зачета, должно быть действительным на момент извещения должника о передаче права требования к нему клиентом (фирмой-строителем) агенту (банку). Если это условие не соблюдено, зачет не допускается.

Тем не менее, правило о возможности зачета встречных требований не действует, если должник собирается предъявить первоначальному кредитору претензию о нарушении условия о запрете уступки, предусмотренного договором между ними.

Это объясняется тем, что условие договора между должником и первоначальным кредитором (клиентом), запрещающее или ограничивающее уступку, будет являться действующим. Поэтому действительным является и правило об ответственности клиента, нарушившего указанные ограничения (статья 826 ГК РФ).

У Вас остались вопросы или решили воспользоваться нашими услугами?

Позвоните нам по телефону 8-800-200-18-08, либо отправьте заявку:

Назад
e-factoring

Мы используем Cookies

для того, чтобы вам было удобно пользоваться нашим сайтом

Если вы не хотите, чтобы в следующий раз мы вас узнали, рекомендуем покинуть сайт (жаль, если уйдете, так и не оставив заявку или не позвонив нам)

Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с положением об обработке и защите персональных данные (ссылка на положение).